ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БЫСТРЯКОВОЙ СВЕТЛАНЫ СЕРГЕЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 180 «СОЛНЫШКО» Г. САРАТОВ

Консультация для родителей «Возрастные особенности речевого развития старших дошкольников»

Ведущая роль в психическом развитии ребенка, по мнению Л. С. Выготского [6], отведена обучению и воспитанию.

В дальнейшем это утверждение подтвердилось в исследованиях и научных работах Н. С. Жуковой [13]. Было доказано, что мозг, получая информацию, соответствующую возрасту ребенкаспособствует более лучшему созреванию и функционированию центральной нервной системы. Отсюда следует, что перегружать мозг ребенка излишней информацией или информацией не по возрасту не следует. Это негативно сказывается на центральной нервной системе.

Развитие речи, как средства общения ребенка с внешним миром, происходит в три этапа:

1. Довербальный этап – на данном этапе дети еще не умеют говорить, но на данном этапе закладываются важнейшие предпосылки для дальнейшего развития речи.

2. Дети начинают понимать обращенную к ним речь и начинают произносить простейшие слова.

3. Дети овладевают всеми доступными средствами, формами, и способами общения.

Речевое развитие может как постепенно усовершенствоваться, так и замедляться. Речь сама по себе выполняет важнейшую социальную функцию. Но для развития речи недостаточно только биологических предпосылок. Здесь имеет значение постоянная потребность в общении со сверстниками и взрослыми. А вот оторванность ребенка от стимулирующей речевой среды в семье или детской группе замедляет развитие данного навыка.

В детском саду ведущее место в общей системе развития речевых навыков отдано монологической форме связной речи.

Для формирования практического навыка владения языком обучение связной речи следует изучать и как средство, и как цель.

Развитие связной речи у дошкольников без заболеваний в речевой сфере происходит последовательно этап за этапом. Оно связано и с развитием мышления, и с развитием общения в целом, и с развитием детской деятельности.

Именно развитие детского логического мышления способствует постепенному становлению речи ребенка. Свободное владение активным словарем и грамматическими аспектами языка является основополагающим для развития монологической связной речи.

Рассмотрим более подробно особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте в мышлении детей происходят заметные изменения:

1. Речь становится более совершенной.

2. Кругозор детей расширяется.

3. Улучшаются операции мышления.

4. Возникают новые и умения, и знания [43].

Развитие речи осуществляется сразу в нескольких направлениях и тесно связано с характером детской деятельности.

По мнению исследователей – психологов у ребенка к пятилетнему возрасти уже появляется монологическая связная речь.

К концу шестого года ребенок должен владеть такими видами монологической речи, как рассказ и пересказ (в самой простой форме).

Вопросам развития связной монологической речи у детей старшего возраста занимались многие исследователи. Так, к примеру, выводы Ф. А. Сохина [11] показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня развития. На вопросы ребенок отвечает вполне точными, краткими или же развернутыми ответами. В этом же возрасте формируется умение оценивать высказывания и ответы сверстников, исправлять их и дополнять. В этом возрасте дети уже могут последовательно составлять рассказы сюжетного или описательного характера по заданной теме [41].

Исследования В. И. Ядэшко [11] показывают, что дети пяти-шести лет могут произносить синтаксические конструкции объемом до 15 слов. Появление в речи детей сложных конструкций говорит о начальном понимании ими простейших связей между предметами и явлениями окружающего мира. Происходит не только увеличение объема произносимых предложений, но и увеличение сложности содержания. Именно в этом возрасте начинает формироваться контроль над собственной речью, исчезает основная ошибка - пропуск подлежащего.

Основные особенности развития связной речи у детей пяти лет:

1. Объем словаря насчитывает около 2-2,5 тысяч слов. Именно этот фактор имеет огромное влияние на развитие речи. Дети уже не только понимают смысл обращенной к ним речи, но и сами активно начинают в своей речи употреблять прилагательные (признак предмета) и наречия (временные обозначения).

2. В речи детей начинают появляться первые выводы, обобщения, простейшие умозаключения.

3. Так же появляются придаточные предложения (дополняются причиной, временем, местом). Например: Спрятала книгу, которую подарили сестре. Если выпадет снег, мы кататься пойдем?

4. Диалоговая форма связной речи продолжает формироваться. Высказывают дети достаточно короткие и неполные фразы даже тогда, когда ответ требуется полный и развернутый. Дети могут использовать нередко в качестве ответа и вопрос в утвердительной форме. Такие речевые действия, как - задать правильно вопрос, дополнить грамотно ответ другого - могут вызывать затруднения.

5. Структура речи продолжает оставаться неидеальной. Если употребляются сложноподчиненные предложения, то может теряться главная составляющая предложения и тогда оно начинается с союзов: как, когда, потому что, что [2].

Основные особенности развития связной речи у детей шести лет:

1. Связная речь достигает уже достаточно высокого уровня развития.

2. В диалоге ребенок пользуется емким, развернутым или же кратким ответом в зависимости от цели, поставленной взрослым.

3. Ребенок может делать умозаключения, выводы и обобщения.

4. Дети могут дополнить или исправить ответ товарища, могут добавить интересный факт.

5. Так же появляется умение грамотно формулировать вопросы.

6. Дети старшего дошкольного возраста намного активнее ведут беседы: спорят, убеждают своих товарищей, приводят аргументированные ответы, настойчиво и умело отстаивают свое мнение, грамотно рассуждают об различных сторонах действительности [2].

Для детей старшего возраста, по мнению З. М. Истоминой [14], характерно снижение ситуативности речи: уменьшается использование указательных частиц и наречий места, заменяющих другие части речи, и изобразительных жестов при рассказывании.

Овладевая связной речью и навыками рассказывания, дети начинают активно пользоваться прямой речью, в их речи появляется всё больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, а простые предложения становятся распространенными. Дети уже правильно согласовывают между собой разные части речи, используют для связки простых предложений противительные и разделительные союзы. В простых предложениях появляются причастные и деепричастные обороты.

С. Л. Рубинштейн утверждает, что «контекстная или связная речь может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания, смысл определяется самим контекстом речи. У детей старшего дошкольного возраста вместе с установлением временных связей между элементами самой речи – звуками языка, словами, предложениями, постепенно образуются различные связи, ассоциации между ними и теми предметами и явлениями, которые в речи обозначаются.» [37, с. 45]. Именно в этом возрасте ребенок начинает овладевать смысловой стороной языка, а не только формальной.

Умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, по мнению О. С. Ушаковой [44], находит прямое отражение в монологической речи детей старшего возраста. Появляется умение отобрать необходимые знания и слова, найти целесообразную форму их использования в повествовании.

Контекстной речью ребенок начинает овладевать по мере развития познавательных интересов и расширения круга общения. Такие выводы сделала А. М. Леушина [24] в процессе своих исследований. Это является признаком усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Только систематическое обучение позволяет ребенку овладеть этим видом речи. И, если это присутствует, ребенок начинает все более к месту использовать ситуативную и контекстную речь в зависимости от условий и характера общения. Для перехода к контекстной речи характерна тесная связь между овладением словарным составом и грамматическим строем языка.

Ф. А. Сохин отмечает, что для детей старшего возраста характерно осваивание разных типов связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Ф. А. Сохин отмечает, что именно в этот возрастной период «усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.» Но умения ещё не устойчивы. «Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, структурировании высказываний, в их языковом оформлении» (по Л. Ф. Нагорной [32, с. 74]).

Дети старшего возраста не только воспроизводят готовый текст, но уже учатся составлять рассказ самостоятельно. Они способны выстроить рассказ по серии картин, обозначив завязку, кульминацию и развязку. Е. И. Тихеева отмечает, что дети могут «вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы» [43, с. 9]. Дети не только видят в картине главное и существенное, но и способны заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т. п. Дети вполне могут описать игрушку, составить о ней рассказ и даже показать инсценировку собственного сочинения с участием игрушек.

В старшем возрасте детивоспринимая литературное произведение, могут осознавать словесный образ. Дети способны абстрагироваться от основного лексического значения слова и, по мнению А. М. Леушиной, «представить художественное описание, отражающее скрытые признаки, выраженные в словесном образе» [25, с. 58].

Анализу литературных фактов, творческой переработки содержания текста способствует пересказ от лица героя. Л. М. Гурович [10] утверждает, что именно при таком приеме дошкольник встречается со свободным представлением событий литературного или художественного произведения именно с точки зрения литературного героя. Появляется сопричастность к герою, вместе с авторской лексикой появляются речевые обороты рассказчика, дающие представление об эмоциональном состоянии персонажа.

Дети старшей группы могут составлять сказки, где героями будут звери или игрушки, хорошо знакомые предметы. Детям свойственно одушетворять героев сказок, поэтому могут разговаривать и стол, и собака, и солнце.

Несмотря на значительные успехи в овладении речевыми навыками, дети старшего возраста всё ещё нуждаются в образце как описательного, так и сюжетного текста.

Необходимо отметить, что дети и в семилетнем возрасте продолжают развивать навык составления сюжетного пересказа. Они выделяют все составляющие рассказа (начало, кульминация, концовка, также уже могут вставлять прямую речь. Но содержание таких рассказов не всегда может быть логично, а сами рассказы могут не отличаться разнообразием.

Именно развитие самостоятельной речевой деятельности способствует развитию таких навыков, как аргументация, обобщение, составление плана ответа и т. д. [40].

Организуя работу по составлению рассказов, педагогам так же не стоит забывать, что дошкольникам проще составлять рассказы спокойные и повествовательные, так как яркие эмоциональные воспоминания ведут к зацикливанию на этих эмоциях, а не на самом рассказе.

Подводя итог, можно отметить, что речь детей развивается постепенно от самой простой формы - ситуативной, до более сложной – произвольной (возможно планирование и регулирование действий). В старшем дошкольном возрасте дети уже должны владеть всеми навыками общения:

1. Излагать мысли грамотно и полно.

2. Связно говорить.

3. Строить развернутые и сложные предложения без особого труда.

4. С легкость пересказывать рассказы и сказки.

5. Правильно выговаривать все звуки.

6. Словарь должен достигать 4-5 тысяч слов.

Таким образом, современный ребенок в семь лет уже должен владеть системой родного языка наравне со взрослыми.

+ В Мои закладки
9 мая 2022 в 14:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.