ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БЫСТРЯКОВОЙ СВЕТЛАНЫ СЕРГЕЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 180 «СОЛНЫШКО» Г. САРАТОВ

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.

Оборудование: предметы и игрушки.

2. Дидактическая игра «Назови вкусные слова» Развитие представлений о слове. Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.

Оборудование: фишки-призы.

3. Дидактическая игра «Похлопаем» Развитие умения измерять протяженность слов хлопками. Дети называют слово. Определяют протяженность хлопками.

4. Дидактическая игра «Звуковые часы» Развитие умения определять количество слогов в словах. Дети называют слово. Слоги обозначают фишками.

Оборудование: пособие «Звуковые часы», фишки серого цвета.

5. Дидактическая игра «Назови слова» Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. 1 вариант. Дети называют слова, начинающиеся с заданного звука. За правильный ответ-фишка. В конце игры определяется победитель.

2 вариант. Детям предлагается отобрать картинки в названии которых имеется заданный звук.

6. Дидактическая игра «Живые звуки» Освоение звукового анализа слов Выбираются три ребенка, каждый из которых будет обозначать один из звуков (например слово «дом»).Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь).Звук о спой свою песенку. Звук м хлопни в ладоши.

7. Дидактическая игра «Строим новые дома» Учить проводить звуковой анализ слов. Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки серого цвета

8. Дидактическая игра «Телеграф» Развитие умения определять количество слогов в словах и составлять запись слогов с помощью квадратов. Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают по телеграфу», отхлопывая количество слогов. Затем дети выкладывают схему с помощью квадратов.

Оборудование: квадраты белого цвета 2х2

9. Дидактическая игра "Улови звук" Учить детей выделять заданный звук в разных словах, развивать фонематический слух.

Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи. К детям в гости приходит собачка по кличке "Снайда". Воспитатель: Снайде очень нравится слова в которых есть звук "С". Двайте поможем Снайде разобраться, в каких словах есть этот звук. Нужно быть очень внимательными. Снайда будет произносить разные слова, если вы услышите слово со звуком "С", то хлопайте в ладоши. Собачка произносит слова: слива, мандарин, стол, конфета, карусель, помидор, стул, теремок, снег, панама, сумка, гном, сено, окно, нос, мама, весна, матрешка, стадо, папа, песок, шапка, ослик, петух, снеговик, тарелка, горка, клбаса, кепка, подушка, слон. Когда дети улавливают звук правильно, собачка начинает гавкать в знак положительного ответа. Молодцы ребята, а сколько слов со звуком "С" вы запомнили? Давайте все вместе вспомним эти слова и повторим их, чтобы запомнить. Собачка говорит спасибо за помощь и прощает с детьми, обещая прийти к ним еще поиграть. Оборудование: игрушка собачка.

10 Дидактическая игра «Назови пару» Различение твердых и мягких согласных звуков. Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч. Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый.

Оборудование: мяч.

11 Дидактическая игра «Волшебные звуки» Различение гласных звуков. Обозначение их на схеме красным квадратом. Воспитатель предлагает картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, потянуть и пропеть. Дети обозначают гласные звуки красным квадратом.

Оборудование: картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит; квадраты красного цвета.

12 Дидактическая игра «Собери мамину сумку» Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь.

Оборудование: предметные картинкикартинка сумки.

13 Дидактическая игра «Поможем кукле Кате» Развитие фонематических представлений (дифференциация согласных звуков в словах по твердости и мягкости). Обозначение твердых согласных синим цветом, а мягких-зеленым. Детям предлагается собрать в синюю корзинку слова в которых первый звук согласный твердый, а в зеленую –согласный мягкий.

Оборудование: предметные картинки, кукла Катя с корзинами синего и зеленого цвета.

14 Дидактическая игра «Подбери картинку» Развитие способностей соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Детям предлагается стрелками соединить картинки и схемы. Оборудование: перфокарты : с левой стороны предметные картинки, с правой – схемы слов, состоящих из 3-4 звуков, карандаши.

15 Дидактическая игра «Кто внимательный?» Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие) Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, а дети поднимают соответствующую фишку.

Оборудование: квадраты красного,синего и зеленого цвета.

16 Дидактическая игра «Цепочка слов»

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Оборудование: фишки-призы.

17 Дидактическая игра «Поищи слова» Закрепление представлений о протяженности слов. Воспитатель предлагает детям в «длинных» словах найти «короткие», например: пе-сок, ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог,клее-щи и т. д.

18 Дидактическая игра «Погрузим продукты в поезд» Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех,, пяти звуков, c заданными схемами. Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар; лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в словах-названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

Оборудование: картинка с изображением поезда с тремя вагонами.

19 Дидактическая игра «Звуковой вагончик» Развитие умений определять, где спрятался звук. Воспитатель показывает картинки, а дети должны определить, в каких словах звук находится в данной позиции. (как на звуковом вагончике)

Оборудование: Карточки- картинки, звуковой вагончик.

20 Дидактическая игра «Рассели жильцов» Определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

Оборудование: предметные картинки, 4 домика с разным количеством окон.

21 Дидактическая игра "Придумай слово" Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове. Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).

Оборудование: мяч.

22 Игра-презентация «Где мой дружок?» Продолжать учить детей интонировать и выделять в словах первый звук и находить слова с одинаковыми первыми звуками. Педагог объясняет, что слова, как и дети могут подружиться. Слово ищет себе дружочка по одинаковому первому звуку.

Сначала дети называют слова в первой колонке по порядку (сверху – вниз) : чашка, гусь, жираф, торт; затем слова во второй колонке: гвозди, жук, тапки, часы. Педагог предлагает найти слову «гусь» «дружочка» во второй колонке. Кто нашёл, тот ЛКМ щелкает по картинке. Слово – картинка «гусь» передвигается к слову – картинке «гвозди», слова подружились. Игра продолжается, пока дети не найдут всем словам – картинкам друзей.

25 Игра-презентация «Рассели друзей по домикам» Упражнять в делении слов на слоги.

Воспитатель предлагает расселить друзей по домикам в соответсвии с количеством слогов.

Подготовительнаяя группа

№ п. п название цель Ход игры

1. Дидактическая игра «Строим новые дома» Учить проводить звуковой анализ слов. (слово книга) Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки красного, синего и зеленого цвета

2. Презентация «Играем со словами» Развитие умения определять количество звуков и слогов в словах. Воспитатель предлагает игру-презентацию со словами.

Оборудование: ноутбук

3. Игровая ситуация «Сортировка по звукам» Учить детей различать звуки в слове на слух ; соотносить звук и его символ. (буквы А О У И Ы Э) Ребенок выкладывает из коробки все предметы (картинки) и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет в соответствующую ячейку.

Оборудование. Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении — по несколько маленьких предметов (предметных картинок, названия которых начинаются на эту букву.

4. Дидактическая игра «Собери буквы»

Закреплять образы гласных букв, развитие мелкой моторики.

Воспитатель предлагает детям назвать и собрать гласные буквы в коробочку с прорезями.

5. Познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами Я, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;

6. Дидактическая игра «Назови слова» Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук у, твердый согласный звук. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. (лук,бук, сук, суд,тут,тук,шут, пух,луг, дул, гул, Нуф-Нуф.)

Оборудование : готовая модель, фишки-призы.

7. Дидактическая игра «Живые слова»

Графическая запись предложения.

Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Мишка рычит.

Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами: 1ребенок изображает слово мишка 2-рычит. Дети составляют предложение (встают рядом) и читают его. (Мишка рычит.).Затем дети-«слова» меняются местами и читают новое предложение. (Рычит мишка).

Воспитатель объясняет детям правила написания предложения: начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка. Воспитатель выкладывает схему на доске, а дети на столах.

Оборудование: схемы-модели предложения.

8. Дидактическая игра «Подберите пару»

Закреплять образы букв, букв, развивать умение составлять слоги. (c буквами м, н, р,л,п) Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги).

9. Игра-презентация «Где мой дружок?» развивать у детей фонематический слух, находить слова, начинающиеся на один и тот же звук Воспитатель предлагает игру-презентацию.

Оборудование:ноутбук.

10 Дидактическая игра «Назови слова» Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный звук, звук и, твердый согласный звук. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. (пил,лил,вил,рис, лис и др.

Оборудование : готовая модель, фишки-призы.

11 Звуковой анализ слова «брюки»Дидактическая игра «Живые звуки» Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Ознакомление с правилом написания гласных букв ю,и после мягких согласных звуков. Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова брюки и выложить схему. Обозначить гласные звуки буквами.

Оборудование: красные,синие и зеленые квадраты, полоска-модель из 4 белых квадратов, буквы ю,и.

12 Дидактическая игра «Назови пару» Различение твердых и мягких согласных звуков. Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч. Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый.

Оборудование: мяч.

13 Дидактическая игра «Назови слова» Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный звуки. (лиса, пила, липа, киса, весы,кино, вилы,Лена,Вера,Дима. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Оборудование: готовая модель,фишки-призы.

14 Чтение слогов Освоение способа слогового чтения. Оборудование: мини-азбука

15 Дидактическая игра «Подберите пару» Закреплять образы букв, развивать умение составлять слоги. (c буквами к,г, с,з, ш,ж) Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги).

16 Дидактическая игра «Тучкины слова» Развитие способности составлять слова из букв. Воспитатель просит назвать отдельно все буквы и составить из них слова.

Оборудование: карточки с изображением тучки и капелек (на капельках буквы)

18 Дидактическая игра «Подберите пару» Закреплять образы букв, развивать умение составлять слоги. (c буквами д,т,б,в,ф, Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги).

19 Поиграем со словами. Освоение действия изменения слов. Лук-люк; пол-пил-пел; мал-мял-мыл-мил-мел-мул-мел. Оборудование:касса букв.

21 Дидактическая игра «Подберите пару» Закреплять образы букв, развивать умение составлять слоги. (c буквами ч, щ,х) Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги).

22 Дидактическая игра «Продолжи слова» Закрепление навыков чтения, расширение словарного запаса.

Воспитатель предлагает детям прочитать начало слова и продолжить его в соответствии с картинкой.

Оборудование: карточки

23 Дидактическая игра «Какие слова спрятались?» Упражнять в умении читать слоги и короткие слова

Воспитатель предлагает детям отгадать какие слова спрятались.

Оборудование: круги, на которых написаны буквы и слоги.

24 Презентация «Игры с буквами» Упражнять в умении читать слоги и короткие слова, составлять короткие слова.

Воспитатель предлагает развивающие задания с буквами.

25 Дидактическая игра «Найди слово» Упражнять детей в определении места звука в слове (в начале, в середине, в конце, в умении записывать печатные буквы, читать короткие слова; упражнять в различении цвета; закрепить знания геометрических фигур; развивать память, внимание. Воспитатель дает детям задания:

1. Назовите первый звук в слове зонт (з).Запишите з в красном кружочке.

2. Назовите последний звук в слове сани (и)Запишите в синем квадрате.

3. Назовите первый звук в слове мороз (м) Запишите в зеленом треугольнике.

4. назовите последний звук в слове вода (а) Запишите в желтый кружок.

Прочитайте какое слово получилось.

Оборудование: карандаш, линейка-трафарет с геометрическими фигурами.

26 Дидактическая игра «Волшебная акварель» Составление слов из набора букв на акварели Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них слова.

Оборудование: карточка в форме палитры, в центре рисунок, по краям в кружочках буквы.

27 Дидактическая игра «Цветочные слова» Составление и чтение слов со слогом в середине цветка, используя слоги на лепестках. Воспитатель предлагает прочитать отдельные слоги и составить из них слова.

Оборудование: карточка в форме цветка с написанными слогами.

3 декабря 2022 в 12:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.